Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.
А.С. Макаренко

Воспитание детей - ребенок не слушается

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени бунтуют и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Если вы стали свидетелем того, что ваш ребенок совершил какой-то неблаговидный поступок, сделайте вид, что этого не заметили. Но последите за его дальнейшим поведением. Часто дети сами понимают, что поступили нехорошо. И возможно, они больше этого не сделают. Кроме того, воспитанием и послушанием желательно заниматься, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале - с самого рождения.

Что делать если ребенок не слушается

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили. Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово - нельзя. Задача родителей - найти тот самый баланс между этими крайностями.

Говорить категорическое нельзя следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку - нельзя, попой на холодный кафель - нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Истерики

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ - это не обращать внимания, а лучше всего покинуть комнату.

Физические наказания

Постоянное шлепанье приводит ребенка к мысли, что взрослые сильнее и всегда могут наказать, ведь он слабее. В дальнейшем эти дети также могут обидеть более слабого. А когда станут взрослыми, будут шлепать своих детей.

Малыши не могут отличить хорошее поведение от плохого. Этому нужно учить. Хвалите их за хорошие поступки. Поговорите об отрицательном поведении, о конкретных его нарушениях. И поменьше нотаций и общих разговоров. Но у детей память короткая.

Сегодня ребенок переживал, а завтра опять поступил также. Мама не удержалась и отшлепала его. Потом сама долго мучилась - зачем она это сделала. С другой стороны, сколько раз, нужно говорить дочери, например, чтобы она не таскала котенка за лапы, за голову. Объясняла, что ему больно. Но это продолжается периодически. Мама кричит, отчаявшись, шлепает дочку и воспринимает ее непослушание как личное оскорбление, и то, что она не справилась с воспитанием ребенка.

Воспитание ребенка - Физическое наказание

Постепенно крик, если вы при этом взволнованы и раздражены, производит на ребенка все меньшее впечатление. Если вы повышаете голос, то он должен быть твердым и строгим: "Если будешь бросать игрушки, я их уберу!". Родители, постоянно выкрикивающие угрозы, но никогда их не выполняющие, теряют свой авторитет в глазах детей, которые привыкают к крикам и уже не верят в искренность взрослых. Требования, которые предъявляют детям, должны быть выполнены. Это особенно важно, если ребенок невнимателен и не слушается, иначе он становится неуправляемым.

Никогда не бейте ребенка по лицу, по голове и не трясите его. Иначе можете вызвать травму, опасную для его умственного развития.

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали. Поставить малыша в угол - достаточно разумный способ наказания, тут главное ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько ему лет (3 года - 3 минуты, 5 лет - 5 минут).

Советы по воспитанию ребенка

Чтобы ребенок вырос дисциплинированным, необходимы муки совести, однако он не должен испытывать постоянное чувство вины и подавленности, что ведет к возникновению комплексов неполноценности. Ведь жесткий контроль взрослых лишает детей инициативы и ведет к неспособности принимать самостоятельные решения. Часто это остается на всю жизнь. Страх перед физическим наказанием заставляет детей лгать. Поэтому, используйте основные родительские секреты, которые помогут вам найти взаимопонимание со своим ребенком и подскажут, как научить его быть послушным:

  • Действуйте последовательно в воспитании. То есть, если был введен запрет на что-либо, например - не покидать пределы двора, или не выбегать за мячом на проезжую часть, то его нужно соблюдать каждый день, не давая поблажек.
  • Воспользуйтесь тайм-аутом. Когда дети не слушаются и родителям нужно прекратить озорство, нужно посадить ребенка на скамейку, диван, пусть успокоится. Например, для двухлетнего малыша достаточно будет двух минут. Для него это очень долго. Уходить от него нельзя. Необходимо посидеть рядом и проследить, чтобы тот не ушел. И даже если ребенок кричит, возмущается во время тайм-аута, убегает, родители должны быть невозмутимы, вернуть его на место и во время тайм-аута не кричать, не шлепать, т.е. не наказывать дополнительно. Ваше спокойствие поможет прийти малышу в нормальное состояние - он успокоится. После тайм-аута обнимите ребенка и переключите на другое занятие. Например, пообщайтесь со своим ребенком.
  • Потребность в общении - жизненная необходимость, она рождается вместе с человеком. Говорите с малышом, и он будет счастлив от общения с родителями. Побуждайте его к высказыванию своих мыслей, задавайте ему вопросы и учите отвечать на них. Попробуйте сыграть в несложную игру. Спросите у друзей, какие, по их мнению, претензии предъявляют современные подростки своим родителям. Слишком большая строгость, излишняя опека, недостаточная свобода, чрезмерная занятость родителей, частое их отсутствие, недостаточное внимание с их стороны? Угадайте! А ответ таков: большинство подростков хотели бы чаще беседовать с родителями и в первую очередь сожалеют о том, что не могут свободно поговорить с ними обо всем. Таким образом, подростки ставят на первое место не только свободу, а и необходимость более тесного общения с родителями.

    Самое непосредственное отношение это имеет и к детям до 4 лет. Потребность в общении - жизненная необходимость, она рождается вместе с человеком. О ней уже столько говорилось, что неловко лишний раз повторять, тем не менее, приходится, поскольку эта банальная истина известна еще не всем. Ребенку необходимо, чтобы с ним разговаривали с первых часов его жизни, в 2 года, в 10 лет, в 15, всегда; конечно, разговаривать надо по-разному, с учетом возраста, но всегда. И ему также необходимо, чтобы его слушали.

    Беседа также способствует усвоению знаний и действий ребенка, его ориентации в различных жизненных ситуациях. Она обобщает жизненный опыт ребенка, создает возможность выбора правильных решений и действий в общении с другими людьми. Говорите с малышом. Ведь постоянные диалоги с ним учат ребенка мыслить, сравнивать информацию, обобщать ее. Ребенок познает мир. У него формируется система знаний. И в этом поможет малышу взрослый, который знакомит его, прежде всего, с тем, что ребенку положено знать.

    Все это преподносится в доступной для ребенка форме и от простого к сложному. Говорите с ребенком о людях, о природе, о животных. В процессе изучения окружающей действительности у малыша формируется опыт поведения в кругу сверстников, в кругу взрослых.

    Ему интересно будет узнать о временах года. Лучше это делать во время прогулки. Показать, как меняется природа с наступлением очередного времени года. И даже если ребенок что-то знает об этом, вы найдете какие-то тайны у природы и расскажете ему (о животных, насекомых зимой, например). Много поводов поговорить с малышом найдется и дома. Пусть он будет помощником в ваших делах.

    Обсудите с ним проблемы чистоты в доме, и он расскажет о предметах ухода за чистотой. Дайте ему посильную работу (например, подмести пол). И даже если вас будет раздражать его неумение держать щетку или веник, потерпите, покажите, как это делается. Пусть он попробует, а затем переключите его внимание на какое-то другое дело. Общение, участие в важном домашнем деле еще больше сблизит вас и вашего ребенка.

    В процессе бесед развивайте способность детей понимать речь окружающих, воспитывайте внимание ребенка к окружающему миру, постарайтесь в доступной для понимания ребенка форме устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

    Постепенно ребенок станет более любознательным. И вы приятно удивитесь тому, какие вопросы он будет вам задавать, и тому объему знаний, который он усвоил.

  • Станьте примером для своих детей. Многие родители ломают голову над вопросом - как сделать ребенка послушным, при этом они не хотят изменять свои привычки и устоявшийся образ жизни. Но они забывают, что никакие нравоучения ребенок не воспринимает так, как личный пример родителей. Как показывают исследования, детишки очень чувствительны в очень раннем возрасте. И поэтому они стараются подсознательно подражать самым близким взрослым, которых видят каждый день, и которым более всего доверяют - своим родителям. И поэтому - очень важно, чтобы родители вели себя так, как подобает, стали хорошим примером для ребенка.
Общение с ребенком - первый шаг в воспитании

Многие родители в выяснении своих отношении и решении различных проблем забывают уделять ребёнку достаточное количество внимания. Как правило, переключение на ребенка происходит по причине его проказ и шалостей только для того чтобы наказать, после чего малыш вновь уходит на второй план. Со временем это все приводит к детскому непослушанию, как способу обратить на себя внимание.